Клуб учителей английского языкаЧетверг, 02.05.2024, 08:36

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]
Материалы присланные на сайт [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Читать ClubTeachers в Твиттере

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Доклад на Всероссийской научно-практической конференции

Реализация компетентностного подхода на уроках

иностранного языка

Концепция модернизации российского образования, определяющая цели общего образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Что такое ключевые компетенции? Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

К ключевым компетентностям относятся:

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметные,  включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В компетентностном подходе перечень необходимых компетенции опре­деляется в соответствии с запросами работодателей,  требованиями со стороны академического сообщества и широкого об­щественного обсуждения на основе серьезных социологических исследований. Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и ре­зультатами процесса обучения, управление достижением которых в учебном процессе и определяют его эффективность, т.е. качество.

В конце 20 века в России произошла «революция» и в методах преподавания английского языка. Раньше все приоритеты без остатка отдавались грамматике, почти механическому овладению вокабуляром, чтению вслух и литературному переводу. Это принципы «старой школы», которая (стоит отдать ей должное) все же приносила плоды. Но какой ценой! Овладение языком осуществлялось посредством долгого рутинного труда. Задания предлагались достаточно однообразные: чтение вслух текста, перевод, запоминание новых слов, упражнения по содержанию текста и лексико-грамматическому содержанию, мучительный пересказ. Аудирование? Тот же мучительный пересказ услышанного.

Иногда, ради необходимой смены деятельности, - сочинение по выученной теме или диктант, плюс фонетическая муштровка в качестве «релаксации». Когда приоритеты отдавались чтению и работе над «топиками», реализовывалась только одна функция языка – информативная. Неудивительно, что язык хорошо знали единицы. Только очень целеустремленные, трудолюбивые и дисциплинированные люди могли овладеть им на высоком уровне.

Что же сейчас? Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания, с точки зрения новых запросов рынка труда, безнадежно устарела. Новый образовательный стандарт ориентирует школьное образование на переход от школы «объяснения» к школе «развития».

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоении знаний», а на самом деле суммы информации (сведе­ний), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профес­сиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределен­ных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера преподавания.

А в области обучения иностранному языку новый образовательный стандарт ставит задачи, коренным образом перенацеливающие субъекты образования на достижение качественно новых целей в изучении иностранного языка, а именно: развитие иноязычной коммуникативной компетенции. В требованиях к уровню подготовки выпускников по иностранному языку ясно сказано, что выпускник должен «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов».

 Таким образом, применительно к иностранному языку, компетентность – это просто умение общаться на этом языке.

Одной из основных целей обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции.

Выделяются следующие компоненты коммуникативной компетенции:

· Лингвистическая (linguistic) компетенция – систематическое знание грамматических правил, словарных единиц и фонологии, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание.

· Социолингвистическая компетенция (sociolinguistic competence) – способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, т.е. от того, кто является партнером по общению.

· Дискурсивная компетенция (discourse competence) – способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании; предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания.

· Социокультурная компетенция (sociocultural competence) – знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур.

Заслуживает внимания деятельностная форма представления коммуникативной компетенции А.В. Хуторского.

Автор приводит следующие примеры формулировок коммуникативной компетенции в деятельной форме:

· Уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление, эссе, отправить сообщение по электронной почте.

· Уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка.

· Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.

· Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, полилог, чтение, письмо).

· Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.

· Иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Методическое объединение учителей иностранного языка МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина разработало новую форму рабочих программ, календарно-тематического планирования, где каждый урок представлен с учетом того, чему должны научиться наши дети, как и где они могут применить свои умения. Речь идет о выработке той самой деятельностной коммуникативной компетенции.

Использование компетентностной модели в образовании предполагает и принципиальные изменения позиции учителя, преподавателя. Он переста­ет быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которые он пыта­ется передать ученику Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать слои спо­собности и интересы. Фактически он создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в про­цессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении постав­ленных целей.

Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке направлены на формирование компетентностей, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. А первой значимой проверкой нашего совместного труда будет ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе, задания которых подготовлены уже с учетом того, как выпускник может применить свои компетентности.

Использованные материалы и литература:

1.http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=784

2.http://www.domyenglish.ru/p57aa1.html

3.http://www.scholar.ru/tag.php?tag_id=4643

4.http://festival.1september.ru/articles/527228/

5.Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

6.Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. Страсбург, 1996

7.Рекомендации по организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса под редакцией Каспржак А.Г., 2003

8. Штарина А. Г. Английский язык. 5-11 кл. Компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков. Издательство «Учитель», 2008

9. ФГОС основного общего образования. Пояснительная записка.

10. Проект. Примерная образовательная программа образовательного учреждения.

 

Учитель английского языка высшей категории Позднякова О.В.
МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина г. Саратов

Категория: Мои статьи | Добавил: Helga (04.04.2011) E
Просмотров: 2920 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Рейтинг@Mail.ru
    Copyright MyCorp © 2024