Реализация компетентностного
подхода на уроках
иностранного языка
Концепция модернизации российского
образования, определяющая цели общего образования подчеркивает необходимость
«ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы
знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей.
Общеобразовательная школа должна
формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие
современное качество образования».
Что такое ключевые
компетенции? Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг
вопросов, в которых человек хорошо осведомлен,
обладает познаниями и опытом. Компетентный
в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно
судить об этой области и эффективно действовать в ней.
К ключевым компетентностям относятся:
личностные, включающие готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы
значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,
правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме;
метапредметные, включающие освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и
осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной
траектории;
предметные, включающие освоенные обучающимися в
ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной
области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В компетентностном подходе перечень необходимых
компетенции определяется в соответствии с запросами работодателей, требованиями со стороны академического
сообщества и широкого общественного обсуждения на основе серьезных
социологических исследований. Овладение различного рода компетенциями
становится основной целью и результатами процесса обучения, управление
достижением которых в учебном процессе и определяют его эффективность, т.е.
качество.
В конце 20 века в России произошла «революция» и в
методах преподавания английского языка. Раньше все приоритеты без остатка
отдавались грамматике, почти механическому овладению вокабуляром, чтению вслух
и литературному переводу. Это принципы «старой школы», которая (стоит отдать ей
должное) все же приносила плоды. Но какой ценой! Овладение языком осуществлялось
посредством долгого рутинного труда. Задания предлагались достаточно
однообразные: чтение вслух текста, перевод, запоминание новых слов, упражнения
по содержанию текста и лексико-грамматическому содержанию, мучительный пересказ.
Аудирование? Тот же мучительный пересказ услышанного.
Иногда, ради необходимой смены деятельности, -
сочинение по выученной теме или диктант, плюс фонетическая муштровка в качестве
«релаксации». Когда приоритеты отдавались чтению и работе над «топиками»,
реализовывалась только одна функция языка – информативная. Неудивительно, что
язык хорошо знали единицы. Только очень целеустремленные, трудолюбивые и
дисциплинированные люди могли овладеть им на высоком уровне.
Что же сейчас? Школа, ориентированная исключительно на
академические и энциклопедические знания, с точки зрения новых запросов рынка
труда, безнадежно устарела. Новый образовательный стандарт ориентирует школьное
образование на переход от школы «объяснения» к школе «развития».
Компетентностный
подход в образовании в противоположность концепции «усвоении знаний», а на
самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного
рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной,
личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям,
позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для
которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в
процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Таким
образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического
характера преподавания.
А в области обучения иностранному языку новый
образовательный стандарт ставит задачи, коренным образом перенацеливающие
субъекты образования на достижение качественно новых целей в изучении
иностранного языка, а именно: развитие иноязычной
коммуникативной компетенции. В требованиях к уровню подготовки выпускников
по иностранному языку ясно сказано, что выпускник должен «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для достижения взаимопонимания в процессе устного и
письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных
пределах межличностных и межкультурных контактов».
Таким образом, применительно к
иностранному языку, компетентность – это просто умение общаться на этом языке.
Одной из основных целей обучения иностранному языку
является развитие коммуникативной
компетенции.
Выделяются следующие компоненты коммуникативной
компетенции:
· Лингвистическая
(linguistic)
компетенция – систематическое знание грамматических правил, словарных
единиц и фонологии, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное
высказывание.
· Социолингвистическая
компетенция (sociolinguistic competence) – способность выбирать и использовать
адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения,
от социальных ролей участников коммуникации, т.е. от того, кто является
партнером по общению.
· Дискурсивная
компетенция (discourse competence) – способность построения целостных, связных и логичных
высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе
понимания различных видов текстов при чтении и аудировании; предполагает выбор
лингвистических средств в зависимости от типа высказывания.
· Социокультурная
компетенция (sociocultural competence) – знание культурных особенностей
носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение
понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом
носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции
предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур.
Заслуживает внимания деятельностная форма представления коммуникативной компетенции А.В. Хуторского.
Автор приводит следующие примеры формулировок
коммуникативной компетенции в деятельной форме:
· Уметь представить себя устно и письменно, написать
анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление, эссе, отправить сообщение по
электронной почте.
· Уметь представлять свой класс, школу, страну в
ситуациях межкультурного общения в режиме диалога культур, использовать для
этого знание иностранного языка.
· Владеть способами взаимодействия с окружающими и
удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать
вопрос, корректно вести учебный диалог.
· Владеть разными видами речевой деятельности (монолог,
диалог, полилог, чтение, письмо).
· Владеть способами совместной деятельности в группе,
приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.
· Иметь позитивные навыки общения в поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании
исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных
групп.
Методическое
объединение учителей иностранного языка МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина
разработало новую форму рабочих программ, календарно-тематического
планирования, где каждый урок представлен с учетом того, чему должны научиться
наши дети, как и где они могут применить свои умения. Речь идет о выработке той
самой деятельностной коммуникативной компетенции.
Использование компетентностной модели в образовании
предполагает и принципиальные изменения позиции учителя,
преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного
знания», которые он пытается передать ученику Его главной задачей становится
мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен
организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы
реализовать слои способности и интересы. Фактически он создает условия,
«развивающую среду», в которой становится возможным выработка каждым учащимся
на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных
компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе
приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в
направлении поставленных целей.
Все формы работы, все способы организации учебного
процесса, каждый вид деятельности на уроке направлены на формирование
компетентностей, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни
и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и
реализации как успешной личности. А первой значимой проверкой нашего
совместного труда будет ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе, задания которых
подготовлены уже с учетом того, как выпускник может применить свои
компетентности.
Использованные материалы и литература:
1.http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=784
2.http://www.domyenglish.ru/p57aa1.html
3.http://www.scholar.ru/tag.php?tag_id=4643
4.http://festival.1september.ru/articles/527228/
5.Компетенции в
образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под
ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327
с.
6.Общеевропейские компетенции владения иностранным
языком. Страсбург, 1996
7.Рекомендации по организации
компетентностно-ориентированного образовательного процесса под редакцией
Каспржак А.Г., 2003
8. Штарина
А. Г. Английский язык. 5-11 кл. Компетентностный подход в преподавании: технологии,
разработки уроков. Издательство «Учитель», 2008
9. ФГОС
основного общего образования. Пояснительная записка.
10. Проект.
Примерная образовательная программа образовательного учреждения.
Учитель английского языка высшей категории Позднякова О.В.
МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина г. Саратов
|