Клуб учителей английского языкаПонедельник, 02.12.2024, 16:48

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]
Материалы присланные на сайт [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Читать ClubTeachers в Твиттере

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Исследовательская работа
Из опыта работы.
Проектная деятельность методического объединения
 учителей иностранного языка
МАОУ «Лицей №3 им. А.С.Пушкина»
«Весь мир – театр…»


В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной и вне учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика.
Считается, что он берет свое начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Кратко о методе проекта можно сказать так:
•    Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе.
•    Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и по-этому он уникален.
•    Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
•    Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Метод проектов отлично сочетает в себе труд, отдых и творчество. Метод проекта является мощным стимулом к учебе и здоровьесберегающим методом.
Основная идея подобного подхода к обучению английскому языку за-ключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на ак-тивную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка интегрирует школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д., ученики включаются в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата.
На мой взгляд, самая главная составляющая успеха - увлеченность. Безусловно, хорошее знание языка является необходимым условием работы над проектом, но, поверьте, не решающим. В своей работе, особенно в последнее время, мы придерживаемся  утверждения – есть желание – есть тысяча возможностей, нет желания – есть тысяча причин.
Велика роль учителя в работе по методу проектов. Она требует от него не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.  Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?
Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит "прожить" пе-дагогу по ходу реализации проекта:
•    энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
•    специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обяза-тельно во всех) областях;
•    консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам;
•    руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
•    организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки);
•    координатор группового процесса;
Учитель должен научить своих учеников самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, уметь работать сообща.
Одним из наиболее непростых является вопрос о реализации воспита-тельных задач в ходе проектной деятельности. В философии образования, основанной на проектной деятельности, основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть «прожиты».
Методическое объединение учителей иностранного языка МОУ «Ли-цей№3 им. А.С.Пушкина успешно «живет» в рамках проектной методики вот уже 26 лет, реализуя общешкольный проект «Весь мир – театр…» «Театр поучает так, как это не сделать толстой книге». (Вольтер).    Формой работы стали  традиционные шекспировские вечера – праздники английского языка, высокой поэзии и драматургии, приобщения к прекрасному.   

Задачи проекта «Весь мир – театр…»

•    эстетическое воспитание личности и формирование ее ценностных ори-ентиров;
•    приобщение детей через лучшие образцы театрального искусства к ду-ховно-нравственным и культурным ценностям человечества;
•    всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоцио-нальную и духовно-нравственную сферы;
•    создание эстетически развитой аудитории зрителей;
•    расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении ино-язычной коммуникативной деятельностью.
Нашему проекту можно дать следующую классификацию:
•    Групповой, т.к. в проектной группе формируются навыки сотрудниче-ства; проект может быть выполнен наиболее глубоко и всесторонне.
•    Творческий, т.к. предполагает максимально свободный и нетрадицион-ный подход к его выполнению и презентации результатов.
•    Межпредметный, т.к. выполняется исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
•    Общешкольный
•    Долгосрочный
Участником проекта может стать любой ребенок, увлеченный театром, музыкой, поэзией, английским языком.
Каждый ребенок, если и не откроет в себе будущего покорителя миро-вых сцен, то в любом случае раскрепостится, научится владеть своим голосом, телом, разовьет память, получит уникальный опыт общения, усовершенствует свои знания английского языка.
Руководители проекта – учителя английского языка, педагоги дополни-тельного образования лицея.
Основой для реализации проекта мы выбрали творчество Вильяма Шекспира.
Итак, почему Шекспир?
Каждая его строка, напоенная музыкой и смыслом, прививает хороший вкус к литературе, насыщает красотой душу, погружает нашу мысль в мир искусства и творчества. В таком восприятии Шекспира мы не одиноки, это подтверждается словами классиков, например Виктор Гюго писал: «Сияние гения, чьи лучи проникают повсюду, - вот что такое Шекспир». А наш соотечественник Борис Пастернак считал: «Английская литература есть по преимуществу шекспировская. Прелесть всякой английской строки, называется не ямб или пятистопник, а Вильям Шекспир".
Так это начиналось. Двадцать шесть лет назад учителя английского языка Ситникова Галина Ивановна и Гурьянова Лидия Ивановна, поддерживая интерес учащихся к изучению английского языка и их огромное желание попробовать свои силы на сценическом поприще, подготовили с учениками старших классов вечер, посвященный Вильяму Шекспиру. Юные актеры читали сонеты Шекспира и инсценировали фрагменты из спектакля "Ромео и Джульетта. Ребята сумели донести до аудитории красоту шекспировского языка, созвучность душевных переживаний героев. Участники вечера увлекали сверстников своим интересом к Шекспиру. На вечер были приглашены актеры ТЮЗа, которые вдохновенно рассказывали о том, как они работали над воплощением шекспировских образов в спектакле «Как вам это понравится». В программу первых вечеров традиционно включались стихи известных поэтов Англии и США: Р.Л.Стивенсона, Д.Г.Байрона, Р.Бернса, П.Б.Шелли, В.Вордсворта, Р.Киплинга, Р.Фроста, Г.Лонгфеллоу, сцены из произведений писателей Б.Шоу, Дж. К. Джерома, В.Теккерея, О.Уайльда и многих других. Со временем очень популярны и любимы среди учащихся и учителей нашего лицея стали «Шекспировские вечера», на которых звучали сонеты Шекспира, английская музыка и песни, исполнялись отрывки из сцен знаменитых шекспировских трагедий и комедий: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Генрих IV», «Король Лир», «Укрощение строптивой», «Как вам это понравится», «Много шума из ничего», «Макбет», «Двенадцатая ночь», «Венецианский купец», «Виндзорские насмешницы».
Подготовка к «шекспировским вечерам» тесно связана с базовым курсом по английскому языку и фактически вытекает из него. На уроках усваивается языковой материал и соответствующие навыки и умения для выступления. В старших классах такие разговорные темы как «Выдающиеся люди Великобритании», «Театр», Музыка» дают возможность ознакомиться и освоить языковой материал о жизни В.Шекспира, о его времени, особенностях его языка. Таким образом, вся подготовка нашего проекта приходится на базовый курс, а ее реализация – на внеклассную деятельность.
Большое внимание мы уделяем работе над произношением. Важно мотивировать эту сторону подготовки к выступлению, т.е. заронить интерес у учащихся к тому, как они будут «звучать» со сцены, смогут ли их понять зрители, среди которых есть и носители языка. Тщательная отработка произносительной стороны позволяет сделать следующий шаг – овладеть выразительностью речи, связанной с ее содержательно смысловой стороной, ибо ни о каком театральном эффекте не может быть и речи, если человек скован, если ему нужно думать о том, как правильно произносить слова.
 На репетициях мы стараемся вместе найти средства выразительности, которые позволят передать настроение, точную интонацию, продумываем каждое движение, жест, мимику. Комфортная обстановка, непередаваемая словами атмосфера сотрудничества, радость от совместного творчества стимулируют развитие инициативы школьника, его способностей, способствуют снятию всяческих психологических барьеров и комплексов, мешающих самовыражению. Каждый хочет и может проявить себя!
Участие наших ребят в шекспировских вечерах способствует воспитанию высоких нравственных качеств, формированию у них иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебнопознавательной компетенций.
Сначала спектакли проходили на сцене малого актового зала. Но в 2002 году после многолетних успешных спектаклей директор Лицея Савкина Алевтина Ивановна сказала: «Пора вам переходить на большую сцену!» С тех пор наши постановки с прежним успехом идут уже на сцене Большого актового зала, способного принять всех желающих. Ах, как это было нам важно! Большая сцена! Это значит:
•    Большие волнения, но и большие возможности!
•    Прекрасное техническое оснащение!
•    Использование компьютера, мультимедийной установки и огромного экрана, с помощью которых можно перенестись и в Верону, и оказаться на балу в замке Эльсинор…
•    Появление еще одной многочисленной группы желающих участвовать в подготовке и проведении спектаклей – технической!
По-новому заиграли уже знакомые спектакли. 2008 год. Рождается идея впервые поставить спектакль по пьесе Шекспира полностью. Это была комедия «Укрощение строптивой». 2009 год – «Гамлет». 2010 – «Ромео и Джульетта» Настоящее украшение спектаклям придают танцевальные номера, подготовленные талантливым педагогом дополнительного образования, Медведевой Н.И.Еще одна группа детей получает возможность участвовать в нашем проекте! Во всех наших спектаклях звучит прекрасная музыка: музыка английского Возрождения 16 века, Европейская классическая музыка, Российская классическая музыка, музыка наших современников. Педагоги дополнительного образования Дерюгина Е.А. и Ломакина Е.А. принимают живейшее участие в подготовке юных дарований.
По многолетней традиции мы приглашаем на наши праздники студентов и преподавателей английского языка СГУ им. Н.Г.Чернышевского и Педагогического института. Вот отзыв о нашей работе старшего преподавателя кафедры английской филологии СГУ Родионовой Н.В.: «Шекспировские вечера в Лицее№3 им. А.С.Пушкина – событие, выходящее за рамки одной данной школы. Уже 26 лет, как ученики старших классов наперебой записываются на кастинг на право исполнять как трагедийные, так и комедийные роли в спектаклях по произведениям В.Шекспира. Мне довелось неоднократно присутствовать на этих торжествах, быть свидетелем волнений и радости как участников, так и организаторов этих вечеров. Хочется отметить очень хорошее качество постановок, отсутствие излишней модернизации в режиссуре и бережное, почтительное отношение к творчеству гениального английского драматурга. Учителя Валенцева Л.К., Гурьянова Л.И., Позднякова О.В., Сулейманова И.В. и др. проводят огромную плодотворную работу по популяризации творчества Шекспира и открывают новые и новые таланты среди своих учащихся. Творческая дея-тельность педагогов лицея заслуживает самой высокой оценки, как в языковом, так и в художественном отношении».
В новое тысячелетие мы вступили с новыми планами. Наши лицеисты стали изучать жизнь и творчество великого Шекспира и выступать перед многочисленной аудиторией детей и преподавателей, используя новейшие компьютерные технологии и огромные возможности Интернета. Подобную деятельность можно назвать исследовательской и просветительской. Таким образом, участниками проекта смогли стать и учащиеся средней параллели – 6,7,8,9 классов.
Были созданы презентации по следующим темам:
•    «Шекспир – актер, Шекспир – драматург»
•    «Эпоха Шекспира»
•    «Шекспир в высказываниях великих людей»
•    «Личность Шекспира»
•    «Театр Елизаветинских времен. Театр «Глобус»
•    «Ежегодные шекспировские торжества в Стратфорде»
•    «Памятники и мемориалы, посвященные Шекспиру»
•    «Гамлет» в произведениях великих живописцев»
•    «Знаменитые экранизации трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
•    «История постановок пьес Шекспира на сцене Саратовских театров» и др.
Главное наше достижение – это успешные, уверенные в себе выпускники, «прошедшие школу» шекспировских вечеров, нашедшие себя в профессиях: филолог, лингвист, актер, музыкант, вокалист, преподаватель.
Наша гордость – участники проекта «Весь мир – театр…»
Алексеев Григорий Борисович, актер Саратовского театра драмы. Министерством культуры Саратовской области признан «Актером года» за достижения в развитии культуры и искусства.
Никулина (Чернышова) Светлана Игоревна, актриса Саратовского ТЮЗа им. Ю.П.Киселева С 2004 г. работает на кафедре сценической речи старшим преподавателем. А с 2006 года является аспирантом СГК.
Анна Телицына, выпускница актёрского факультета Саратовской Государственной Консерватории. Актриса Московского театра «У Никитских ворот».
Анна Алина (Хлебалина), вокалистка, выпускница училища им. Гнеси-ных. Солистка группы «Ассорти», Москва.
Анна Янкина, ведущая программы "Вести Саратов", в эфире 3 года.
Резчикова Анастасия Александровна, директор ИЦ СГАП.  Кандидат филологических наук.
Привалов Иван Александрович, кандидат наук. СГУ, преподаватель механико-математического факультета кафедры теории функций и приближений.
В 2011 году готовится новый спектакль: «Сон в летнюю ночь». Гостеприимные двери нашего лицея вновь будут открыты для всех любителей прекрасного. Время и место встречи изменить нельзя: апрель, МАОУ «Лицей №3 им. А.С.Пушкина». Мы ждем вас, зрители!

Позднякова О.В.
учитель английского языка
МАОУ «Лицей №3 им. А.С. Пушкина

Список использованной литературы:
1.    Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М., 2000
2.    Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. Пособие для учителей, М., «Просвещение», 1987
3.    Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка, «Иностранные языки в школе», 2003, №5
4.    Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. «Народное образование», 2000, №7
5.    Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995
6.    Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка, «Иностранные языки в школе», 2000, №3-4
7.    Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. М., 2000
8.    Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов. «Наука и школа», 1997, №4
9.    Проекты как способ организации детской жизни. Ханты-Мансийск, 2002
10.  Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю, «Школа и производство», 2002, №1

Категория: Мои статьи | Добавил: Helga (02.03.2011) E
Просмотров: 5245 | Рейтинг: 5.0/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Рейтинг@Mail.ru
    Copyright MyCorp © 2024